Descience. Как наука творит моду будущего
Для человека, чуждого миру моды, haute couture – едва ли ни самое архаичное, что можно себе представить, архаичнее только опера. Но на самом деле в последние двадцать лет мода очень пристально присматривается к технологическим и научным открытиям, благодаря чему создаются не только красочные футуристические наряды, как из sci-fi блокбастеров. В западной прессе все чаще звучит название симбиоза дизайна и технологий, моды и науки: descience (design + science). Некоторые модельеры проявляют себя в этом передовом направлении особенно ярко.
Хуссейн Чалаян: человек идей
Британский дизайнер Хуссейн Чалаян называет себя не «человеком моды», а «человеком идей». Он черпает их из книг по физике, биологии и антропологии, ему интересен технический прогресс и силы природы. Например, в коллекции Чалаяна 2000 года Before Minus Now были представлены два платья из романтичного розового тюля, но крайней необычных авангардных форм. Автор сказал, что они олицетворяют силы, которые воздействовали на формирование нашей планеты. В том же году в коллекции After words он представил серию нарядов-трансформеров, ставшую для него знаковой. Но если начал дизайнер с того, что казалось иллюзионистским трюком (чехол с кресла превращался в платье), в 2007 году его весенняя коллекция prêt-a-porte уже действительно поражала воображение. Чалаян подключил к созданию коллекции техническую команду, которая сделала гиппогрифа для фильма «Гарри Поттер и Узник Азкабана».
Результатом стали наряды и головные уборы, меняющие форму, как по волшебству, которое одобрили бы и в Хогвартсе. Длинные юбки превращались в короткие, молнии застегивали и расстегивались сами, силуэт времен викторианской Англии становился современным.
Шоу вызвало всеобщий восторг, и на нем дизайнер не остановился. Следующим этапом для Чалаяна стала работа с оптоволокном и лазерами в коллекции 2008 года Readings, созданной в сотрудничестве с брендом Swarovski. И опять получилось грандиозное представление, во время которого жестко структурированные платья и шляпы, напоминающие о японской традиции, испускали в темноте огненно-красные лучи.
На создание весенне-летней коллекции 2009 года модельера вдохновляли автомобили и автокатастрофы. Особенно запомнившимися получились платья из силикона в галлюциногенных принтах: эффект тканей, застывших на космическом ветру, или каких-то диковинных инопланетных существ.
А в прошлом году в сотрудничестве с корпорацией Intel Чаланян вновь осваивал технологии. На сей раз — очень в стиле нашего нервного XXI века. Встроенные в одежду сенсорные устройства измеряют пульс, давление, скорость дыхания и уровни мозговой активности. Их цель — служить индикатором стресса, который не всегда сразу осознается человеком. Чалаян считает, что его устройства помогают лучше понять самого себя и разогнать облака на своем эмоциональном фоне, если возникнет такая необходимость.
Айрис ван Харпен: «Звездные войны» на подиуме
Этого голландского дизайнера называют «гением технологической моды» и приводят в качестве примера того, что Высокая мода — это не только сплетенные вручную кружева, кропотливая вышивка и километры бархата с парчой. Действительно, ее наряды выглядят так, будто их придумали в научных лабораториях или сшили для съемок фильма из франшизы «Звездных войн».
Предварительно эскизы Айрис проходят этап компьютерного моделирования, и только затем начинается ручная работа (эта неотъемлемая черта haute couture сохраняется). Она использует материалы, которые мало ассоциируются с производством одежды: плексиглас, углеволокно, латекс, магниты, полиэтилентерефталат или геотекстиль, применяемый в строительстве и ландшафтном дизайне. Для коллекции Voltage 2013 года, посвященной электричеству и энергии человеческого тела, дизайнер использовала экспериментальный материал TPU 92A-1 и обработку тканей процессом лазерного спекания. Она первой начала применять в моде технологию быстрого прототипирования; этим методом была изготовлена вся коллекция 2012 года под названием Hybrid Holism.
У Айрис совсем другие кружева: они вырезаны из тканей лазером. Даже в работе с обычными материалами модельер использует нестандартные методы: покрывает кожаные нити металлической фольгой или соединяет металл с шелковым газом, создавая дымные клубы, которые не соприкасаются с телом, — настоящее чудо науки.
Наряды Айрис больше похожи на живую скульптуру или архитектурные конструкции, а иногда, как в коллекции «жидкой» одежды 2010 года Crystallisation, — на водные брызги. Неудивительно, что диковинные силуэты и артистический авангард привлекают самых экстравагантных звезд: наряды Айрис любят Леди Гага и Бьорк. Вдохновением для модельера может послужить что угодно: коллекция Macro создавалась под впечатлением от фотографий микроорганизмов, сделанных через микроскоп, а коллекция «Biopiracy» призвана привлечь внимание к проблеме биопиратства. Среди соавторов Айрис числятся архитекторы и ученые, например, профессор MIT Нери Оксман. Бывает, что современные технологии даже не поспевают за фантазией и запросами модельера. Так, для «жидкой» коллекции Айрис использовала прозрачный акрил, позволяющий передать движение воды. Но затем, когда она обратилась к компании, специализирующейся на 3D-печати, с просьбой повторить «разбрызгивающееся» платье, ей отказали: нужного материала попросту не существовало. Пришлось экспериментировать самой, и Айрис пошла еще дальше в водных модификациях: в коллекции 2014 года появилось ажурное «ледяное» платье, словно из замерзшей воды.
Studio XO: мы все здесь летаем
Девиз дизайнеров лондонской лаборатории моды Studio XO говорит сам за себя: «Мы объединяем науку, технологии, моду и музыку». Их творения, без преувеличений, фантастичны, и к музыке они тоже имеют прямое отношение. Известность к ним пришла после того, как они создали «интерактивные» наряды для концертного тура группы Black Eyed Peas: компьютеризированные костюмы-хамелеоны музыкантов менялись во время выступления. Затем появился «цифровой бра», украшенный стразами Swarovski, для певицы Азилии Бэнкс, возглавившей направление «морской панк»; бра светится в такт ее музыке.
И наконец, удивительными модными технологиями Studio XO заинтересовалась Леди Гага, поклонница всего необычного и ультрамодного. Именно она представила в 2013 году для презентации своего нового альбома ARTPOP главное на сегодняшний день достижение лаборатории — летающее платье Volantis: нечто среднее между нарядом и транспортным средством. Устройство работает на шести цилиндрических приводах с лопастями из углеродного волокна, а кабина пилота выполнена в форме белого женского платья, добавляющего владелице объемов. Управление осуществляется дистанционно с помощью радиосигналов.
Среди других высокотехнологичных разработок Studio XO digital-кожа, платье из пара, костюм Cipher из анимированных черных зеркал и «краснеющее» платье Bubelle, которое меняет цвет в зависимости от настроения владелицы. А еще — лак для ногтей, изменяющий узор, достаточно слегка потрясти пальцами.
Над созданием нарядов Studio XO трудятся, как можно догадаться, не только швеи и закройщики, но и кодировщики и LED-инженеры. Дизайнеры лаборатории пророчат серьезные изменения в мире моды благодаря новым технологиям. Они обещают нам наступления времен, когда мы сможем печатать digital-джинсы у себя дома и менять цвет одежды, едва к ней прикоснувшись.
Носимые технологии наступают
Высокотехнологичная мода развивается все быстрее. Многие дизайнеры, вслед за Айрис ван Херпен, успели опробовать создание моделей на 3D-принтерах. Известный обувной бренд United Nude проводил в своих магазинах акцию, во время которой можно было создать собственную модель обуви с помощью сенсорного экрана, подключенного к принтерам Cube. Процессор руководили сами покупательницы, и хор голосов, предрекающих, что скоро мы будет одевать и обувать себя сами, зазвучал громче. Заказчики больше не будут ограничены существующим дизайном, исчезнет необходимость дополнительных трат: достаточно иметь свой материал и 3D-принтер. Другой вариант — покупка эскиза у модельера, который можно будет просто скачать из сети, а затем в дело вступает все тот же 3D-принтер.
Предсказывают и возможность вообще обходиться без привычных тканей. Сьюзанн Ли, старший профессор Школы моды святого Мартина, этой Мекки для начинающих модельеров, считает, что вскоре одежду можно будет делать из спрея. Вещество из баллончика распыляется на поверхности тела, появляется облако неволокнистой материи, из которого можно самостоятельно сформировать любой наряд. Правда, лишь на время.
Некоторые сомневаются в эстетичности всей это цифровой, высокотехнологичной и распечатанной одежды. Но тут им приводят в пример платье Tinkerbell с оптическим волокном, вдохновленное образом феи Динь-Динь из сказки о Питере Пэне. Это электронное платье от дизайнера Ричарда Николла, созданное на базе лаборатории Studio XO, подтверждает, что технологии и красота вовсе не противоположные понятия.
А молодые дизайнеры, которые сильнее всего интересуются новшествами, уже демонстрируют первые симпатичные коллекции, полностью созданные на 3D-принтерах в домашних условиях. Модное будущее наступает.
Комментарии