Пороки и добродетели игроиндустрии. Главный тайтлы и тренды E3
Закончился E3 и Виталий Халюков решился на итоговый поток ворчания и придирок. Не упустите в нем главные анонсы этого года.
Подошла к концу выставка E3 2018, и интернет начал полниться восторженными рецензиями людей, утверждающих, что это самая масштабная конференция в истории индустрии, Кодзима – гений, и надо срочно предзаказать эксклюзивы с PS4. Мы будем более осторожны и попробуем разобрать E3 скорее как культурный медиум. Соберем ключевые тренды, главные тайтлы – важно – не будем делать списки по студиям. Их вы без труда можете найти на какой-нибудь википедии. Что ж, давайте сразу по самым большим и жирным премьерам.
The Last Of Us 2
Все давно знают, что главная сила Sony – эксклюзивы. И главный из них для многих как раз The Last Of Us, тем более нас заранее разогрели трейлерами, по которым стало понятно, что кинцо перестало быть мыльным. Мыльной стала грань между кино и игроиндустрией в целом. Но об этом мы еще поговорим.
Ну, действительно красиво. И трибьют Эллен Пейдж в виде лесбийского поцелуя тоже симпатичный. Серьезные изменения в геймплее по трейлеру проследить довольно сложно, зато они показали, что стелс может максимально органично перетечь в экшн. А камере при этом вовсе не обязательно снимать ненужный кусок локации от плеча. Учись, Evil Within.
Единственное, что раздражает – необходимость нажимать на кнопки между красивыми роликами. Но ладно, это стопроцентное попадание в аудиторию и оно, считайте, уже окупилось. Хотя бы за счет красоты.
Fallout 76
Новый Fallout – это звучит гордо. Возможно, это эхо времен, но пока работает. Проблема в том, что это онлайн-игра, а особых восторгов от TES Online Bethesda не получила. Правда, строительные механики из четвертой части вселяют слабую надежду на то, что это будет такой графонистый постапокалиптический Minecraft с турельками.
The Elder Scrolls VI + TES Blades
Такой себе анонс, конечно. Вышел Тодд Ховард, пафосно презентовал. А в итоге мы получили ноль информации, кроме того, что игра все-таки будет. Году в 2020-м или 2021-м. Компании сейчас интереснее разрабатывать Starfield. По поводу локации – фанаты сошлись на том, что это скорее всего Хай Рок. Там высокие горы и залив. Окей. Ждем дальше.
Зато на волне хайпа по Fallout Shelter Bethesda поняла, что можно выпускать свои большие игры на смартфонах. Нам сказали, что там есть что-то вроде сюжета и процедурно генерируемые подземелья. Выглядит, кстати, неплохо. Пока мы еще не знаем, как игра планирует выкачивать деньги из игроков.
Cyberpunk 2077
Один из действительно интересных тайтлов-ньюкамеров. Трейлер уж очень кинематографический и непонятно, как будет реализована РПГ система. Зато приятно, что CD Project RED могут выйти и утереть нос всем большим игрокам, выудив из проекта, пожалуй, даже больше хайпа.
Хотя казалось бы. Обычнейший киберпанк. Даже в названии. Но выглядит здорово и уж очень хочется верить в эту игру. Особенно фанатам классических Deus Ex и Syndicate.
Skull & Bones
Знаете, у нас уже очень много игр про пиратов. И почти все отстойные. Каким-то образом до боли аркадная Sid Meier's Pirates и сломанные вдоль и поперек «Корсары» ухитряются держать эту нишу уже много лет. А Skull & Bones сделали ужасно серый первый трейлер и многообещающий второй. Уж во всяком случае они порадовали красивой кастомизацией. Правда, заигрывать с «Пиратами Карибского Моря» так сильно, пожалуй, не стоило.
Starfield
Первая новая РПГ от Bethesda за 25 лет. И уверения Тодда Ховарда о том, как же круто это будет. Вообще жанр космической РПГ – штука довольно экзотическая. Тут как с пиратами. Многие пытались. Но сделать что-то настолько же разнообразное и прописанное, как те же «Космические рейнджеры», оказалось сложнее, чем сверкать улыбочками на выставках и конференциях.
Death Stranding
Вот у кого нет никаких проблем, так это у Кодзимы. Он стал мемом, стал иконой и не опустился до пошлости, как Синдзи Миками или Кэйдзи Инафунэ. Спокойно себе прикармливает публику новыми подробностями. Но по чуть-чуть. Даже геймплейный ролик толком ничего не показал. Зато кинцово, красиво и со здоровой долей безумной японщины. Вот вам и второй огромный повод завести PlayStation 4, если вы еще не.
Marvel's Spider-Man
Пока киновселенная Marvel уничтожает DC на больших экранах, студия сильно проигрывает в плане мультипликации и игры. Ответ Batman Arkham ждали довольно давно. Подъехал, конечно же, Спайди. И то, что это решение очевидное, не делает его плохим. Он как концепт – идеальный противовес Бэтсу. Как в плане популярности, так и в известности собственной цельной вселенной.
Выглядит Marvel's Spider-Man очень круто. Гораздо смелее и каноничнее недавнего фильма. Целая куча злодеев, шутеечки. Буквально все, что вы ожидали. И, судя по всему, игрок наконец получит нормальную свободу перемещений. Скажем, в старой официальной игре по фильму еще с Тоби Магуайром с этой свободой было в прямом смысле нечего делать.
Beyond Good and Evil 2
Честно, я не играл в первую часть, но трейлер второй заставил захотеть. Во всем этом мире кинематографичности – это пример того, как композиционно должен строиться трейлер игры. Просто посмотрите и скажите, что я не прав.
Wolfenstein: Youngblood
Прошлый Вульфенштайн был в большом порядке. А новый предлагает играть за дочерей-близняшек Уильма Бласковитца. Окей, попробуем. В трейлере огромное количество уже привычных франшизных гэгов. Например, афиши Октоберфеста во Франции. Если это такое же безумное веселье с жанровыми референциями, как и прошлая часть – а я не вижу причин для другого – то у Вульфенштайна все хорошо еще долго. А мы увидим не одно продолжение.
Devil May Cry 5
После истерик, которые вызывала прошлая часть, в новой мы видим гораздо больше возвращения к корням. А главный герой, как вы знаете, завел себе киберпанковую механическую руку и теперь козыряет ей в трейлере. В принципе, там все как обычно. Но не сказать про такую франшизу совсем ничего нельзя. Это ж вам не новый Battlefield или что-то в этом духе.
Battletoads
Что? Нет, серьезно. Что? Ролик шикарный, я не спорю. Но это давление на ностальгию, как в «Первому игроку приготовиться» или они серьезно? Игра будет в 2,5D, а значит, вряд растеряет свою идеологическую связь со славным прошлым. Но для многих олдфагов это, пожалуй, значит намного больше, чем любая другая игра на этом E3. А это уже, знаете, ответственность.
Пожалуй, это все тайлтлы, которые хотелось выделить и показать как-то отдельно. Извините, если ваша любимая игра туда не попала. Но мы еще не закончили. Так что на этом предлагаю перейти к трендам.
***
Жанр теряет уникальность
E3 – это «Оскар» наоборот. Все, кто хотел расшифровать это так, по-своему правы. Игры перестали быть маргинальной средой для гиков и собирают огромную аудиторию по всему миру. И эта аудитория – как и любая другая – любит шоу. Поэтому у нас есть вот такие фестивали. С фейерверками, шумом, музыкантами и невообразимым, местами просто смертельным пафосом.
Но это простительно. Другое дело, что сам институт трейлеров для видеоигр теперь буквально неотличим от аналогов из мира кино. И это уже проблема. Кинематографический экспириенс в играх может быть разным. Иногда это игра с какими-то тропами, жанровыми клише и так далее – то есть отражается в сценарии. Иногда это интерактивное кино с вариативными окончаниями – и тут никто не кинет камень в Telltale Games.
А вот когда мы начинаем судить об игре, основным медиумом для общения с игроком которой всегда был геймплей, по тому, насколько попкорновый трейлер нам показали – это уже приговор. Никто больше не говорит о том, как игра чувствуется. Никто не хочет говорить о геймдизайне, кроме гиков. Аудитория обсуждает то, стала ли графика на консолях лучше на 10%. Это действительно большая беда.
Возможно, это происходит как раз потому, что игры долгое время не хотели признавать искусством. И сейчас у жанра как раз такой подростковый период, когда для самоопределения он заимствует стиль и приемы у других. Что даже логично, когда есть много смежных моментов. Но все-таки это убивает то, чем они были всегда. Играми, а не шоу.
Некрофилия
О, это чуть ли не самый главный тренд этого E3. И я абсолютно не против, скажем, ремастеринга Resident Evil 2. На здоровье, Синдзи Миками. Но когда Ubisoft пытается воскресить гнилой, изъеденный червями труп For Honor, сделав ее бесплатной (ребята явно идут по пути Evolve) – это выглядит просто жалко. Особенно в свете того, что убили ее микротранзакциями и сломанным балансом именно они.
Или вот новый Assassin's Creed. Который Odyssey. Я понимаю, что это будут покупать. Но Ubisoft уже который год пинают труп, потому что из него все еще вылетают монетки. А то, что они выпускают на рынок сломанные игры, видимо, никого не волнует. Даже здесь. Камера не сотрудничает с игроком в чертовом геймплейном трейлере и выглядит ужасно. И так сойдет.
Конечно, этим грешны не только Ubisoft. Но они просто дают самые яркие примеры. Франшизация в 2018 году – это нормально. Только держите в голове то, что она на самом деле становится некрофилией, когда заходит слишком далеко.
Тодд Ховард – ваш бог
Окей, я и так его слишком часто упоминаю. Но речь даже не о конкретном человеке. Это крайне распространённый типаж в этой индустрии. Он харизматичный, милый, чрезвычайно убедительный. Почти стендап-комик. Если вы увидите такого человека в пабе, то обязательно проставите ему бокал-другой. Приведете его домой. Возможно, это тот самый вечер.
Я это к чему. Не удивляйтесь, что он обесчестит вас и уйдет к другому – тому, кто еще ничего не купил. Но многие так и не научились разделять два образа – разработчика игр и шоумена-коммерсанта. А на случай, если вы заподозрите что-то неладное, у каждой студии есть козырь в рукаве в виде культового и замечательного японца. Кодзима, Миками, Камия – не важно. Не верить японцам – это хуже, чем пройти мимо голодного котенка на улице.
Nintendo живет в своем мире
Удивительное дело, но даже масштабный релиз Switch и грядущий – кстати, абсолютно грандиозный – выход новых покемонов не заставили Nintendo стать чем-то важным на этом E3. Но это даже здорово. Они держатся в стороне и концентрируются на главном – собственно на играх. А среднестатистический консольный геймер нового поколения никогда не поймет, как можно делать ставки на Mario Party или что-то в этом духе.
Nintendo работает с более камерной и преданной аудиторией. Которая готова проглатывать иногда даже совершенно ненужные и до смеха дорогие устройства. Просто они знают, что компания обязательно отплатит им в лучшей валюте – геймплеем. Поэтому Nintendo и остается на рынке. Будучи самым странным – порой впадающим в маразм – но самым честным игроком.
Devolver сошел с ума
Как-то поздно они попытались запрыгнуть на криптовалютный хайп-трейн, представив смесь технологии блокчейн и лутбоксов. То есть, двух вещей, которые раздражали людей в последние годы. Но блокчейн – это реальный прорыв. Как – спросите вы – они прикрутили туда лутбоксы? Никто не понял. Просто на официальном сайте Devolver за 150 долларов вы теперь можете купить «реальную, осязаемую криптовалюту» – Lootboxcoin, которую отправят вам по почте. Это буквально самая тупая идея, о которой я когда-либо слышал.
Будущее – за эксклюзивами
Microsoft пока разгромно проигрывает войну консолей, как минимум потому, что Xbox One – по крайней мере, по уровню хайпа – не представили ничего, что могло бы составить конкуренцию The Last Of Us 2 и Death Stranding. Теперь это не столько игры, сколько тактическое оружие. Что плохо для всех светлых людей, кто играет на PC, но хорошо для всех остальных. Как минимум потому, что это один из лучших внешних мотиваторов для AAA+ разработчиков делать что-то стоящее. Иначе бы все захлебнулись в лутбоксах и микротранзакциях, плюнули на все и устремились бы в прекрасный постапокалиптический ад инди.
Комментарии