Год в мешке: фильмы, которые разочаруют нас в 2018-м
Готовиться к новому киногоду нужно заранее, в том числе и к его неприятным сторонам. Мы собрали для вас потенциальные провалы года – не в финансовом, но в качественном плане.
«О чем говорят мужчины. Продолжение». Реж. Флюза Фархшатова
Дата премьеры: 22 февраля
Настоящий вопрос в другом: когда эти мужчины наконец заткнутся? Не в обиду «Квартету И», они сделали действительно много талантливых работ. Но о том, что это плохая идея можно было понять еще на сиквеле. Первый фильм получился в некотором роде уникальным, благодаря несвойственному российскому мейнстриму жанру разговорной комедии. И типажи узнаваемые, и словесные конструкции. К выходу продолжения («О чем еще говорят мужчины») исчезло буквально все и фильму было нечего сказать. Поэтому он мычал в пустоту и притворялся чем-то существенным.
Третий фильм – это уже признак франшизации. И мало того, что переводчики подхватили тренд и разродились адаптацией-уродом «О чем говорят французские мужчины», так еще и опасно маскулинный тон трейлера наводит на не самые приятные мысли. Создатели увидели в названии слово «мужчины» и решили на это надавить. Нет, разговоры и раньше были осмыслением стереотипов внутреннего мужского общения. Но это было сделано с умом и иронией. Теперь это звучит как минимум лубочно. А о чем говорят мужчины после 2017-го даже подумать страшно.
«Tomb Raider: Лара Крофт» (Tomb Raider). Реж. Роар Утхауг
Дата премьеры: 15 марта
Вот сидели прокатчики и думали: оставить нормальное название или все-таки уточнить для самых тугих зрителей, что там есть Лара Крофт. А в итоге оставили оба. Ну, бывало и хуже. Важен тут именно тот момент, что спустя много лет магия этого имени совершенно не выветрилась. И так бы было, даже не выйди в 2016 году новая игра в серии. Лара Крофт с треугольной полигональной грудью все равно расхищала бы гробницы в платоническом раю.
Проблема в том, что топливо, на котором работает фильм, это как раз эксплуатация культа и больше за ним ничего не стоит. Непонятный норвежский режиссер, снимавший черт знает что и средненький – по скандинавским меркам – сериал тоже не внушает доверия. К тому же, у фильмов по играм не очень хорошая предыстория. Прошлый раз (с Анжелиной Джоли) получилось сделать посредственный жанровый фильм, который держит в памяти только первоисточник. В этот (с Алисией Викандер) будет то же самое. Время циклично. А настоящая Лара Крофт полигональна.
«Тренер». Реж. Данила Козловский
Дата премьеры: 19 апреля
Знаете, когда «Легенда №17» оказалась довольно неплохой спортивной драмой, никто и не предполагал, какие разрушительные последствия это за собой повлечет. Давайте снимать больше спортивных драм. Давайте все фильмы отныне будут спортивными драмами. Там даже за формулу никто не поругает. А всего-то сняли неплохой – далеко не потрясающий – фильм для широкой публики.
Кто ходил на фильм «Движение вверх» подтвердит, что передозировка патриотизма в классической формуле творит страшные вещи. Например, заставляет людей аплодировать там, где это не подразумевается. Но по большому счету, это просто спортивная драма со смешными грузинами. И тень успеха «Легенды №17».
Так вот, «Тренер» это еще один уровень этой матрешки-многоножки. Пока нижний. Еще и про футбол. Еще и снятый самим Козловским. Зато сразу возможный плюс – есть вариант, что с него немного съедет корона. Хотя вряд ли. Все-таки классическая формула стала классической не просто так, и спортивную драму сложно испортить. А вот сделать беспросветно вторичной – это запросто. Кстати, оцените уровень пафоса в трейлере. Это же не задумывалось как что-то смешное, да?
«Красный воробей» (Red Sparrow). Реж. Френсис Лоуренс
Дата премьеры: 26 апреля
Не сказать, что самый ожидаемый фильм, но он представляет собой целую категорию. Дженнифер Лоуренс сейчас – это бренд. Самая популярная молодая актриса, любимая как критиками, так и публикой. С ней можно снять практически что угодно и отбиться по сборам на имени. Фабула «Красного воробья» это идеальное описание фильма «на один раз».
Офицер советской разведки Доминика Егорова пытается соблазнить агента ЦРУ Натаниэля Нэша (Джоэл Эдгертон). В итоге они влюбляются, и Доминика начинает работать на ЦРУ. Понимаете? Там вроде происходят важные вещи, но это звучит и выглядит как средний фильм о чем-то. И в этом смысле он представляет целую группу фильмов, которые выходят каждый год. «О, она была в этом фильме, который мы смотрели в том году, не могу вспомнить». Надеюсь, паблик «Цитаты простых людей» включится в эту кампанию.
Единственное, что оставит после себя «Красный воробей», это беспощадная клюква (даже трейлер вызывает нервный смех). Вряд ли уровня поздних восьмидесятых, но Доминика Егорова сумела впечатлить. И если вы из тех, в ком разгорается благая ярость от самой идеи Дженнифер Лоуренс в форме советской разведки, то не расстраивайтесь – по крайней мере, американского агента ЦРУ играет австралиец.
«Слендермен» (Slender Man). Реж. Сильвен Уайт
Дата премьеры: 17 мая
Ну че, пацаны, Слендермен? Да, теперь мы экранизируем мемы. Хотя тут цепочка длиннее. Из городских легенд – в мемы, а из мемов и нескольких однотипных игр уже на экран. Пока что это уникальный пример культа в себе, взошедшего на благодатной почве интернет-культуры. Слендермен как мем тем примечателен, что прошел путь от самой настоящей подземной помойки до мейнстрима. И это необязательно что-то плохое. Если вы, конечно, не хотите срубить денег на фанатах, быстренько сделав из этого низкопробный хоррор с недорогим режиссером средних сериалов.
Но в этом, правда, кроется некое кармическое искупление. Если получится совсем плохо, то Слендермен, таким образом, вернется на помойку, с которой и пришел. В темные, так сказать, глубины. Не в даркнет закладчиком, конечно, но много не мало.
«Мир Юрского периода 2 (Jurassic World: Fallen Kingdom)». Реж. Хуан Антонио Байона
Дата премьеры: 7 июня
Первый «Парк Юрского периода» был про динозавров и преступно корыстных людей. Второй – про динозавров и преступно тупых людей. Третий – про динозавров, преступно тупых людей и преступно плохие эффекты. «Мир Юрского периода» был про Криса Пратта и зеленый экран. Невозможно объяснить, как один из самых технологичных блокбастеров года смотрится менее реалистично, чем фильм 1993 года с механическими куклами. А сиквел обещает быть еще более вторичным.
Но тут есть и приятная сторона, если вы готовы ее искать. Если первый «Парк» был такой смесью спилбергского очарования и относительно серьезного фильма про человечество и природу, а второй – очень плохо – развивал эти идеи, то «Мир» находится вообще в другой плоскости. Он не просто заигрывает с категорией Б, он закидывает ее деньгами. Теперь мы тренируем рапторов, а законы реального мира отменяются окончательно. Никакого suspension of disbelief, мы честно смотрим на большие штуки. И на Джеффа Голдблюма. А фанаты классического фильма тихо грустят о чем-то, навсегда ушедшем.
«Суперсемейка 2» (Incredibles 2). Реж. Брэд Берд
Дата премьеры: 14 июня
В 2004 году «Суперсемейка» (стремный перевод, конечно) Брэда Берда и Pixar перевернула мир анимации. Не так сильно, как «История игрушек», но все же ощутимо. Это именно тот случай, когда талантливый автор смог раскрыть себя в новом формате. У него и раньше были успехи – взять того же «Стального гиганта». Но если там была история на века в стиле классических Disney, то в «Суперсемейке» Берд показал, как можно качественно играть с массовой культурой, создавая продукт для аудитории всех возрастов. «Оскар» за лучший анимационный фильм и внушительные сборы доказали, что так действительно можно делать. И вот откуда растут все ваши «Зверополисы».
Клиффхэнгер в конце первого фильма был тоже своего рода стилистическим приемом. Это одновременно и распространенное клише, и красивый способ опустить титры, и задел под компьютерную игру, как оказалось. Но сейчас, спустя четырнадцать лет, нужен ли нам сиквел? Для широкого проката «Суперсемейка» – несомненная анимационная классика. Так если есть малейший шанс что-то испортить, стоит ли рисковать? Некоторые истории не нуждаются в завершенности или даже продолжении. Возможно, через пять лет мы с вами будем обсуждать успех третьей части. Даже это звучит как-то грустно.
«8 подруг Оушена» (Ocean's 8). Реж. Гэри Росс
Дата премьеры: 21 июня
Вот это трудности перевода в лучшем виде. С одной стороны, все знают фильмы с Джорджем Клуни и компанией, а с другой – подружки-то не Оушена, а Оушен, ведь главная героиня теперь сестра персонажа Клуни. Да, а играет ее Сандра Буллок. Но иногда следует жертвовать правилами русского языка в угоду маркетингу. И знаете, переводчиков не хочется винить. Потому что этот фильм нужно спасать от самого себя.
Во-первых, при сегодняшней конъюнктуре мейнстримного рынка, «Друзья Оушена» в принципе смотрятся устаревшими как концепт. Но ладно еще это. А сама идея с сестрой Дэбби Оушен – это что? Это зачем? Кстати, из старых персонажей в фильме появится Мэтт Дэймон. И вы об этом пожалеете.
Немного о феминизации. Если вы хотите сделать крутой фильм про ограбление с женским кастом – напишите оригинальный сценарий. Его примут. А танец культей на костях чужого культа это, как минимум, некрасиво. Вы рискуете разозлить фанбазу оригинала, которую вам потом придется называть сексистами, трансфобами и Харви Вайнштейном. Это проблема никогда не встанет перед оригинальным продуктом. К тому же, неужели новые «Охотники за приведениями» ничему не учат? Старые хоть учили не скрещивать струи.
«Человек-муравей и Оса» (Ant-Man and The Wasp). Реж. Пейтон Рид
Дата премьеры: 6 июля
«Человек-муравей» вопреки своей непопулярности – отличный персонаж. А Скотт Лэнг – отличный Человек-муравей, ничем не хуже предшественника Хэнка Пима. Где-то в районе выхода прошлого фильма он заимел отличное комиксное воплощение. Ироничный, веселый и по-настоящему талантливо написанный Ником Спенсером Муравей ходил в костюме по своим будничным делам, представлялся врагам настоящим именем и вообще всячески ломал каноны жанра. Это свежий и приятный комикс, особенно в свете спорных глобальных событий и перемен в макромире более популярных героев.
Знаете, какой режиссер представляется мне, когда я думаю об этом персонаже? Эдгар Райт. Ироничный, веселый, ломающий каноны жанра. Ну вы знаете. А его фирменные монтажные фишечки идеально заходят под стилистику комикса.
Но как бы выглядел его «Человек-муравей», мы можем только догадываться. Райт со скандалом слетел с проекта, потому что был связан по рукам. В итоге вышел обычнейший фильм Marvel – пластиковый и ненастоящий, сделанный по формуле от и до. Никто, в общем, и не удивился. Никто не удивится и второму такому же фильму. Только теперь есть важный нюанс: в мире существует такая штука, как «Тор» Тайки Вайтити – лучший фильм в киновселенной Marvel, где талантливому человеку все-таки дали развернуться. Поэтому смотреть на очередной фильм-репликант уже просто невозможно. Но мы все пойдем. Потому что Marvel.
«Ампир V». Реж. Виктор Гинзбург
Дата премьеры: ноябрь 2018-го; есть риск переноса картины на более поздний срок
Вот тут важная ремарка. Я, как верный читатель Виктора Пелевина, очень хочу, чтобы фильм получился. Более того, он скорее всего не будет плохим. Но есть одна вещь, которую фильм не сделает никогда – он не будет точной экранизацией, устраивающей фанатов этого писателя. А поэтому следует готовиться к разочарованию.
Снять «Generation П» было сложно, но все-таки возможно. Он в какой-то мере даже дружелюбно относится к неофитам в аудитории. В крайнем случае, люди подумают, что это такой странный фильм про рекламу и девяностые. Мифология и постмодерн могут напугать такого зрителя, но за счет узнаваемых типажей, колорита эпохи и набора известных лиц он практически в безопасности. С «Empire V» или «Ампир V», как книга называлась изначально, этот фокус провернуть не получится. Из-за этого конечный продукт получится одновременно более пелевинским, благодаря естественному отсеиванию аудитории; и менее пелевинским, потому что многие части романа не экранизируешь чисто физически. В итоге получится что-то более-менее пелевинское, но не то.
Поймите правильно, «Ампир V» все равно нужно смотреть. И даже полюбить его будет нужно в какой-то степени – если вы, конечно, любите Пелевина. Но всем знакомым с первоисточником стоит подготовить себя. Виктор Гинзбург порадует нас фактом выхода фильма, но, очень может быть, не порадует процессом.
Комментарии