Четвертый сезон «Черного зеркала». Технологии или фантастика?
В конце прошлого года вышел четвертый сезон «Черного зеркала», и пока критики и зрители спорят о достоинствах и недостатках шести новых серий, «Футурист» разбирается, насколько далека от нас реальность, показанная в них.
«Черное зеркало» всегда рассказывало о технологиях и их влиянии на отдельных людей и человечество в целом. Создатель шоу Чарли Брукер держал руку на пульсе и хорошо чувствовал вектор развития современной науки. Раньше показанные на экране технологии были основаны на реальных научных концепциях, но для многих зрителей, далеких от темы, эпизоды «Черного зеркала» виделись независимым предсказанием будущего, ведь поверить в происходящее в первых двух сезонах легко. Теперь же сюжеты — фантазии сценаристов, выдаваемые за открытия ближайшего будущего.
Возможна ли оцифровка личности?
Эта тема появилась еще в специальном рождественском эпизоде, в котором цифровая копия женщины, помещенная в специальное устройство, управляет умным домом. Видимо, Брукера так захватила эта идея, что в новом сезоне он посвятил ей несколько эпизодов.
В серии «USS Callister» закомплексованный IT-гений крадет ДНК своих коллег и создает их цифровые копии с личными воспоминаниями каждого. Это очевидный ляп: на самом деле, ДНК тут ни при чем, с ее помощью создать такую копию не получилось бы, ведь наша личность заключена в нашем мозге. Эта неточность говорит о том, что авторы эпизода больше заботились о стилистических играх в «Звездный путь», чем о научной достоверности.
Что же с самой идеей переноса сознания в цифровую форму? Оказывается, ее реализация теоретически все-таки возможна, хоть и не в ближайшем будущем. Вот что говорит об этом Пит Мандик – профессор университета Уильяма Патерсона в Нью-Джерси: «Есть ученые, которые считают, что можно пережить смерть, сымитировав или воссоздав сознание компьютерной программой. Можно просканировать ваш мозг, пока вы еще живы, и создать подробную трехмерную модель всех структур, а также деятельности головного мозга до молекулярного уровня. После этого можно запустить компьютерную симуляцию мозга. Оптимисты верят, что эта симуляция будет тем же, что и есть вы: вы останетесь живы, просто в другом состоянии».
Именно это показано в более достоверной по сравнению с «Каллистером» серии «Черный музей». Способом, который описывает Мандик, ученые из сериала помещают находящуюся в коме женщину сначала в мозг ее супруга, а затем в мягкую игрушку. Однако и тут создали допускают ошибку, поддерживая распространенный миф о том, что мы используем только часть мозга (в сериале указывают 40 %). На самом же деле, уже давно доказано, что человек задействует практически все части мозга, которые почти всегда активны.
Сейчас наука делает только первые шаги в направлении копирования личности: компанией IBM разработан «нейросинаптический» компьютерный процессор TrueNorth, который по своей архитектуре имитирует структуру небольшого участка человеческого мозга.
Однако пока рассуждения на эту тему все равно относятся больше к жанру фантастики. Если раньше Брукер был публицистом (к тому же, у него журналистское прошлое), то теперь он скорее писатель-фантаст. Публицистичной была 1-я серия 2-го сезона «Я скоро вернусь», где показана технология, способная имитировать личность погибшего человека, основываясь на его профилях в социальных сетях и других аудиовизуальных материалах. Поверить, что такая технология возможна, легко: человекоподобные роботы создаются уже сейчас, и уже существует сервис ChatLike.me, который анализирует ваше поведение в социальных сетях и автоматически генерирует сообщения в вашем стиле.
Технологии vs. жанр
В новом сезоне не хватает точных наблюдений о будущем, не хватает футурологии, создатели TV-шоу сконцентрировались на визуальных составляющих сериала и на экспериментах с жанрами: тут и холодный триллер «Крокодил» (вспоминаются недавние скандинавские «Тельма» и «Снеговик»), и черно-белый постапокалиптический «Металлист» («Безумный Макс»). Оба этих эпизода интересны своей разработкой жанра, но не своими размышлениями о ближайшем будущем. Сценаристы взяли те же идеи, что уже использовались в сериале, и повторили их немного в другой форме.
Инструмент, способный считывать ваши воспоминания, был показан еще в первом сезоне («История всей твоей жизни»). В новой серии на самой технологии не делается акцент, хотя она остается актуальной. Уже существуют бионические линзы Парвиза, которые могут транслировать картинки, видео и другую информацию прямо перед глазами. Созданы очки Snapchat: с их помощью вы можете снимать то, что видите прямо перед глазами, а потом проигрывать это.
Роботы, вышедшие из-под контроля людей в «Металлисте», во-первых, очень уж общее место в мировом кинематографе, а, во-вторых, еще один самоповтор. В последней серии третьего сезона автоматизированные пчелы-убийцы, выглядящие как современная версия «Птиц» Хичкока, смотрелись интереснее, чем роботы-собаки из нового сезона. Тем более, они ближе к нам: оказывается, такие пчелы-дроны уже существуют и успешно опыляют растения. Взломать их и подчинить себе — вопрос времени для какого-нибудь гения и психопата.
Технологии vs. драмы
Что-то новое предлагают нам только два эпизода: «Повесь диджея» и «АрхАнгел». Однако для «АрхАнгела» технологии оказываются тоже неважны: вечная семейная драма спокойно обошлась бы и без них, точно так же мать могла следить за жизнью дочери, читаю ее дневники или переписку в сети. Конфликт основан не на вмешательстве технологий в жизнь людей, а на банальном, как и сам эпизод, желании родителей сохранять контроль над детьми. Сейчас разработано множество программ (например, KidControl), позволяющих в режиме реального времени следить за местонахождением телефона ребенка. Встраиваемые в детей чипы даже для антиутопичного «Черного зеркала» – это слишком, поэтому технологию в итоге запрещают. Нам остается надеяться, что в нашем мире ее никогда и не разрешат.
«Повесь диджея» стала, по мнению многих, лучшей серией сезона и не зря. Та же тема цифровых копий личности подана оригинально, зритель до последнего не знает, что перед ним не люди в привычном смысле этого слова, а их копии. Но оцифровка здесь лишь вспомогательная мера, главная технология — умный сервис знакомств, помогающий найти идеального партнера. Конечно, пока наш мир находится на уровне приложения Tinder, в котором все-таки приходится самому делать выбор, и, может быть, тут Чарли Брукер вновь выступил как предсказатель, и в будущем нас ждет более совершенный процесс нахождения пары.
Выводы простые: «Черное зеркало» стало мутным, в нем больше не видно острия технологического прогресса. Такими темпами Брукер начнет снимать о машинах времени и перемещении в пространстве, окончательно превратившись в Герберта Уэлса начала 21 века.
Комментарии