Injustice. О сексизме в «Лиге Справедливости»

Художника по костюмам «Лиги Справедливости», а вместе с ним и Зака Снайдера обвинили в сексизме. Разбираемся, есть ли для этого основания и как идеологические конфликты в обществе отражаются на культуре

Костюм как язык кино

О чем мы задумываемся в первую очередь, когда говорим о кино? Сначала всплывают поверхностные понятия вроде актерской игры, сюжета и собственно качества картинки. Большинство зрителей – и даже критиков, господин Баженов – оперируют только этими понятиями, упуская из виду референции, идеологию и культурные тропы. А между тем, киноязык далек от того, чтобы быть однородным понятием.

Star Trek: Discovery говорит с нами на клингонском, обращаясь к фанатам серии; Аарон Соркин учит воспринимать сторителлинг через диалоги, а Николас Рефн – мастер лингвистики в областях цвета и насилия. Любое кинематографическое произведение – если оно не бездарно – старается по максимуму использовать широкий инструментарий, чтобы передать то, для чего недостаточно просто слов и сюжета. Само собой, визуальные элементы всегда находятся на линии фронта. Особенно костюмы.

Внешний апирэнс каждого персонажа уже дает зрителю подсказки о его характере, роде занятий и вместе с другими элементами создает эстетическое естество фильма как цельного полотна. При этом, непосвященной публике чаще всего глубоко плевать на костюмы, если на них не концентрируется внимание. В частности, в кинокомиксах это, по большей части, выражается в дихотомии канон/неканон. Или – как в нашем случае – в моменты скандалов.

Тренд года: сексуальные скандалы

Как вы, возможно заметили, скандалы с домогательствами и сексизмом среди селебрити в последнее время накалили обстановку в Голливуде. Харви Вайнштейн, Кевин Спейси и почему-то Луи Си-Кей – нет времени останавливаться на каждом. Недавно на этот хайп-трейн невольно запрыгнул и художник по костюмам «Лиги Справедливости» Майкл Уилкинсон. Фанатам ужасно не понравились новые костюмы амазонок, более открытые чем в интерпретации Линди Хемминг – костюмера «Чудо-женщины». Заодно с ним успели заклеймить и Зака Снайдера, дескать тот допустил и даже поощрил сексуальную объективацию на своей съемочной площадке. И это в 2017-м – представьте себе – году. Но так ли это на самом деле?

Следует отметить, что вариант Линди Хемминг действительно больше похож на боевые доспехи и в целом выглядит несколько реалистичней. Возможно, он просто лучше. Только это не делает его сексистом. Более того, это даже не делает его плохим художником по костюмам. Просто чтобы вы не сомневались: он работал вместе со Снайдером над «Хранителями» и «300 спартанцев». А я не припомню фанатских претензий к ним даже с точки зрения интерпретации комиксного канона.

Но там был компактный первоисточник, в то время как киновселенная DC в этом куда плане более абстрактна – источников сотни, пусть даже она опирается в первую очередь на работы Джеффа Джонса. Следовательно, художнику теоретически предоставляет больше свободы для выражения собственного видения. И так уж вышло, что видение Уилкинсона неудачно совпало с сексуальным напряжением в голливудском дискурсе.

Жертвы повестки дня

Давайте на минутку отвлечемся и вспомним пример поближе. Когда «Хардкор» Ильи Найшуллера вышел в американский прокат, то, кажется, в рецензии The Hollywood Reporter автор пожаловался на сексуальную объективацию женщин в фильме. Вы ж вообще помните «Хардкор», да? Стопроцентный экшн от первого лица с бесконечно ироничным насилием в каждом кадре. Само существование этого фильма – шутка над жанром. Жанром, одной из ключевых составляющих которого – так уж вышло – всегда была сексуальная объективация. Особенно учитывая, на какие консервативные времена пришелся его расцвет.

Да, если в 2к(простите)17-м кто-то на серьезных щах будет снимать кино без сюжета о фантасмагорических перестрелках и женщинах в латексе – это моветон. Но абсолютно осознанно играть с составляющими жанра никто не запрещал. Так что эта претензия абсолютно мимо. Задумайтесь: сегодня даже LEGO-фильмы – деконструкция.

Или вот еще. Все же помнят прошлогодний расистский скандал на «Оскарах», где не было ни одного черного актера? Сколько невинных фильмов и режиссеров стали жертвами того крестового похода. Страшно подумать. Так вот. Как бы ни хотелось нам держаться от этого в стороне и посмеиваться над излишней щепетильностью американцев и интерсекциональной повесткой дня – проблема действительно существует. Большинство главных ролей в фильмах изначально пишется пятидесятилетними белыми сценаристами под белых актеров. Считайте, люди из ушедшего культурного дискурса продолжают по инерции задавать тон для дискурса уже сегодняшнего.

Статья по теме

Почему людей волнует сексуальная жизнь политиков и актеров

Буквально то же самое можно сказать и о моде этого года – сексуальных скандалах. Да, это проблема. Да, продюсерам, режиссерам и просто звездам-мужчинам пора научиться тому, что присвистывать, лезть с неприличными предложениями и уж тем более трогать – нельзя. Оставьте это в пятидесятых вместе с нефтью по 2,99$ и Джоном Уэйном. На худой конец в 70-х с кокаином с Деннисом Хоппером. И нет, Трамп-президент не считается за отмазку. Однако, то, что это проблема, не отменяет числа невинных жертв той самой повестки дня, в пиковые моменты доходящей до помешательства.

Обвиняйте продюсеров, гоните в шею функционеров и голливудских агентов, да что там – даже сценаристов. Но когда гнев общественности падает на художника, да еще и в комиксной адаптации, это уже очень тонкий и скользкий лед. По сути, ничего кроме него. Только лед. Just ice. Поняли, поняли?

Контексты и интерпретация

Вообще амазонки и Чудо-женщина всегда были сложными персонажами для интерпретации. И они знали разные времена. Скажем, съехавший с катушек после и от «Города Грехов» Фрэнк Миллер в All-stars Batman & Robin изображает Диану чуть ли зависимой от мужчин проституткой. То ли в пику общественности, то ли он действительно так видит. Читая сценарий сложно сказать.

А существует и пример абсолютно полярного подхода в работе с культурными контекстами, окружающими персонажа, вплоть до костюмов и архитектуры. Это, например, комиксы о Чудо-женщине Брайана Аззарелло. Прочтите их внимательно и вы удивитесь количеству отшлифованных деталей. То есть, буквально – в амазонской архитектуре отсутствует фаллическая символика. Все формы всех зданий на Темискире максимально феминны и это делает смысл, как и апирэнс амазонок. Это говорит о более глубокой проработке меты персонажа.

Возможно, Пэтти Дженнингс и Линди Хемминг действительно лучше понимают Чудо-женщину, чем Зак Снайдер и Майкл Уилкинсон. Странно было бы наоборот. К тому же, очень многие комиксы предполагают и возможность такой интерпретации. Можно просто назвать ее менее удачной.

Джосс Уидон, ирония и справедливость

И только теперь мы подходим к самой ироничной части ситуации. «Лига справедливости» действительно заслуживает несколько дротиков либерального осуждения за неуместную сексуализацию, объективацию и вот это все. Но метать их нужно было в совершенно другие места.

Каким-то чудесным образом под удар не попал Джосс Уидон, в последний момент подхвативший проект из рук Снайдера. И вообще к нему сформировалось очень странное отношение – он как бы не при делах. Присмотрел за площадкой и немного покрасил задники. А фильм Снайдера. Но если вы вдруг найдете список внесенных им изменений, то внезапно окажется, что влияние Уидона и студийных продюсеров перевесило все, что было заложено в «Лигу» изначально. То, что получилось на выходе – чудовище Франкенштейна, созданное на стыке визуализаций Снайдера, Джеффа Джонса, Warner и «марвелизации» Джосса Уидона. Но это тема для отдельного материала.

Статья по теме

Хоп, Рагнарек. Триквел «Тора» – идеальный кинокомикс

В частности, именно Уидон несет ответственность за (СПОЙЛЕРЫ) идиотскую сцену с падением Флэша на грудь Чудо-женщины, непонятно откуда взявшееся напряжение между ней и Бэтффлеком и, собственно, тем фактом, что фильм постоянно акцентирует внимание на интересных частях тела Галь Гадот. Не напоминает Черную Вдову из – особенно первых – «Мстителей»? А кто их снимал? Вот-вот. Очень изящно, Джосс. Очень. А кто-то еще говорил о справедливости.

Ужасно смешно, что DC после «Чудо-женщины» вообще ухитрились попасть в такую ситуацию. Особенно учитывая исторически большое количество проработанных персонажей-женщин. Это Marvel приходится выкручиваться, то уложив Тони Старка в кому и заменив темнокожей девочкой, то в фильме про «Доктора Стрэнджа» отдать изначально мужскую роль Тильде Суинтон.

На сегодняшний день любое культурное произведение воспринимается в идеологическом контексте и так или иначе несет на себе отпечаток современной политической меты. Скандал с сексуализацией амазонок – лишь отражение этого факта и общественной обстановки. Остается лишь выразить свои соболезнования Майклу Уилкинсону, чью работу рассматривают в первую очередь как идеологический маркер, а не с художественной точки зрения. Так работает тайминг, так работает политизация искусства и – к огромному сожалению – говорить об этом оказалось гораздо интереснее, чем смотреть «Лигу Справедливости».

Фото: Slash Film

Комментарии