Почему нужно обязательно сходить на «Дикаря» в кино
Венсан Кассель в роли Поля Гогена, природа Таити, любовь и творчество − фильм, в котором есть все для приятного вечера.
Художник Поль Гоген на пятом десятке лет бросает жену и пятерых детей, садится на корабль и уезжает в Полинезию − без денег, без плана и без единомышленников. «Этот город мне противен. В нем нет ни одного пейзажа, ради которого стоит марать холст», − жалуется он своим друзьям-художникам. Он зовет их с собой, но они, как и затем его жена, отказываются, считая такой шаг безумием.
На этот отрезок в фильме «Дикарь» уходит пару десятков минут. Все остальное − жизнь Гогена на Таити. Как он болел, как жил в нищете, как ездил в одиночку по диким таитянским лесам, как общался с местным населением, как получил в жены дочь лидеров племени, которая стала натурщицей для большинства его картин.
Французские критики разнесли это кино. В основном − за слабую историчность и искажение фактов. Так, одним не понравилось, что в сценарии нет ни слова о том, как Гоген до отъезда из Европы был успешным брокером. Другим − что режиссер Эдуард Делюк обошел социальные проблемы, не показав сложности в отношениях французов с колонизированным им регионом. Третьим − что он тактично завысил возраст таитянской подруги Гогена: в кино это просто молодая девушка, хотя в реальности Техуре было всего 13 лет.
Все так. Но эти претензии мало влияют на ощущение от фильма. Особенно в России, где Гоген не национальное достояние, а загадочный постимпрессионист, который грубыми примитивными формами рисовал островную экзотику. Русский зритель тем более может не нудеть про достоверность и навести фокус на другие стороны «Дикаря».
Ниже − как минимум три причины занести в кинотеатр несколько сотен рублей за это кино.
Режиссер выбрал главное
Поль Гоген − одна из самых экстравагантных и неоднозначных фигур в европейской живописи. Поэтому его личность давно интересует тех, кто работает с персонажами. Биография Гогена до этого фильма уже экранизировалась пять раз, и каждый режиссер показывал историю художника по-своему.
Но, пожалуй, ярче всего Гогена разработал писатель Сомерсет Моэм в романе «Луна и грош» − примере великой беллетристики, который внес вклад в формирование бунтарской крутизны для нескольких поколений века. У Моэма главный герой − англичанин Чарльз Стрикленд, который после 40 лет бросил работу маклером, сытую жизнь и довольную семью, чтобы до конца жизни в нищете писать картины. Биографию Гогена роман захватывает только на уровне прообраза − но даже это ближе к гогеновской сути, чем многие точные хроники, которые создавались до и после. В этом и фишка трактовки художественного произведения: оно выжимает конкретную историю до типологического образа и наполняет его любыми, пусть не самыми достоверными деталями, которые помогают этот образ подсветить.
Режиссер Эдуард Делюк, для которого «Дикарь» − первый большой проект, выбрал именно путь Моэма. Отсюда − критика за недостоверность. Зато в этом фильме есть главная мысль: та самая история о безумном, но гениальном творце, который сбегает от одного пласта реальности, чтобы фиксировать, пропуская через себя, другой.
Гоген Делюка постоянно балансирует между двумя мирами. Тут его ругает жена, атакуют тяжелые болезни и душит обычная бедность. И с этим миром он совсем плохо ладит. Там − какое-то таинственное восприятие красок, линий и форм, из которых состоит жизнь вокруг. Делюк почти не лезет в раскрытие этих механизмов − мы ведь все равно ничего не поймем. Он просто показывает, что вокруг нас бывают люди, которые видят все совсем по-другому.
Особенно здорово это видно на приступах вдохновения, которые захватывают Гогена в самые необычные моменты. Он лежит на больничной койке без сил − но успевает послать за красками, а потом пишет картину прямо на оконном стекле. У него нет денег на еду и холст − но он утаскивает из лавки бакалейщика мешок и сам сколачивает из него полотно. Его Техура лежит в темноте (потому что кончились свечи) и жалуется на холод и страх − но Гоген думает только о том, что ее силуэт в кровати сейчас открывает ему великое: и сразу делает карандашный набросок для будущей знаменитой картины «Дух мертвых не дремлет».
Колорит
Даже если отбросить тонкости сюжета, идите на «Дикаря» хотя бы ради визуального ряда. Яркие джунгли, широченный горизонт океана, сцены из тайской жизни − все это лучше увидеть на большом экране. Природу и быт таитян Делюк показывает с одинаковой важностью. Но если первое есть само по себе, то второе регулярно подчеркивается. Вот Гоген ест руками вместе с таитянами прямо на циновках, а они смешно называют его «Коке». Вот разыгрывает перед ними мини-спектакли. А вот играет с детьми на побережье.
Гоген приезжал в Полинезию за осязаемым раем и ошибся: тут тоже бывают нужда, болезни, скандалы. Но в тайской среде и образе жизни местного населения он − пока идиллия мира из-за внешних проблем опять не разрушалась − нашел свое успокоение и ту первобытную силу, которую хотел для своих картин.
Неоднозначный герой
Важная проблема современной массовой культуры − однобокость типажей. Этот парень плохой, а тот хоть и циничный нахал, но точно хороший и спасает мир каждую субботу с 21:00 до 22:00. Поэтому каждое произведение, которое смотрит на героев более сложно, уже вырывается вперед на фоне остальных.
Гоген Делюка, прямо как когда-то Стрикленд Моэма − это очень противоречивый персонаж. В «Дикаре» нет всех этих сложных этических тем о браке с 13-летней и прочих фактах, но противоположность внутри одной фигуры здесь тем не менее раскрыта. Гоген бросает пятерых детей. Гоген до последнего отказывается видеть несчастный вид Техуры. Гоген от бессилия и неудач запирает ее в доме, когда уходит на работу в доки. Гоген в общем-то эгоистичен, бесконечно инфантилен и вспыльчив. Он не продает картины и неоднократно голодает, хотя считает, что понимает живопись лучше всех.
И при этом он гений. «Я великий художник и знаю это», − пишет он своей жене в Копенгаген и не врет. Гоген − несовершенный, слабый, ранимый человек. Но в его творчестве и взглядах скрыта какая-то необъяснимая мощь, которая особенно заметна как раз на фоне декораций Полинезии − вдали от лишних социальных условностей. Попытка сказать, что этот человек одновременно так похож на всех нас (и даже хуже многих из нас), и так бесконечно от нас далек − это уже респект всему фильму. Независимо от того, получилась она или нет.
И в этом ноябре, когда кассы атакуют конвейерная свежесть «Тора», эпатажная раскрутка пластиковой «Матильды» и народно-диснеевский шаблон «Последнего богатыря», очень здорово, что в список новинок пробрался «Дикарь». Выбирайте его.
Комментарии