«Живой? Это поправимо!» Что не так с клятвой Гиппократа

Врачи по нескольку раз на дню слышат в свой адрес недовольные слова «Ну, ты ведь давал клятву Гиппократа, поэтому ты должен...». На самом деле нет, не давал и ничего не должен. О том, почему клятва Гиппократа не работает и никогда не работала, – в материале «Футуриста».

Что это за клятва?

Клятва Гиппократа – это врачебная клятва, содержащая основные морально-этические принципы работы врача. Она возникла задолго до жизни Гиппократа и передавалась в устном виде как семейная традиция от поколения к поколению. Гиппократ был первым, кто записал клятву, после чего она стала официальным документом в III веке до н. э.

В первоначальном варианте клятва запрещала врачу содействовать абортам («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийствам («я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»). Но большая часть текста была посвящена обязательствам перед учителями, коллегами и учениками, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о хранении врачебной тайны. Спойлер: и ни слова о том, что врач должен лечить бесплатно, в ущерб себе или терпеть неуважительное отношение.

После этого текст клятвы многократно переписывался и редактировался, что неизбежно привело к искажению ее смысла. Самая актуальная на сегодняшний день версия клятвы была опубликована в 1848 году в Женеве под названием «Врачебная заповедь». Однако там опускаются большие куски первоначального текста.

Как она выглядит?

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками, и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.


Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

А Гиппократ-то ее соблюдал?

Во времена Гиппократа в Древней Греции профессия врача была одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Труд лекаря оплачивался пациентами и такая благодарность носила обязательный характер. В современной версии клятвы говорится: “Моя первейшая задача – восстановить и сохранить здоровье моих пациентов”. Хотя в первоначальном издании эта фраза имела следующее продолжение: «...однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление...». Наиболее известное положение клятвы гласит: «Не навреди», но соблюдал ли этот принцип сам Гиппократ? В его практике известны два случая, когда «отец медицины» поставил перед собой приоритет, отличающийся от “восстановления и сохранения здоровья пациентов”.

В 380 году до н.э. Гиппократ начал лечить некоего Акрахерсита от отравления пищевым ядом. После того, как неотложная помощь была оказана, лекарь поинтересовался у родственников больного о том, способны ли они заплатить за его выздоровление. Получив ответ «нет», он предложил...– «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучился», на что семье пришлось согласиться.

Статья по теме

Безопасный headshot. Можно ли выжить после пулевого выстрела в голову?

В 372 году до н.э. к Гиппократу обратился Цезарь Светонский с жалобами на повышенное давление. Когда лекарь понял, что больной не имеет возможности заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ прекратил лечение и сообщил родственникам неверный диагноз. Он сказал, что Цезарь страдает обычной мигренью. Доверяя Гиппократу, родственники не стали обращаться к другим врачам, и спустя некоторое время 54-летний воин скончался во время очередного гипертонического криза.

Даже в те времена конкуренция во «врачебном бизнесе» была сильна. Гиппократ был уверен, что чем меньше врачей – тем больше будут его заработки. Поэтому в клятве он говорит: «...наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

В одной из старинных трактовок клятвы содержится идея о том, что врач должен бесплатно оказывать помощь коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощь бедным людям – «дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес».

А сейчас что?

Статья по теме

Эволюция медицины: от лоботомии до полной пересадки лица

Ни один из современных врачей не давал клятву Гиппократа в ее первозданном виде. Само понятие клятвы пришло к нам из дохристианских времен, давно ушедших в историю. В наши дни для неверующих существуют законы, а христианину достаточно и заповедей. Однако сложно представить верующего врача, поэтому их деятельность регулируется на законодательном уровне. Клятва же, сохранилась скорее как символическая традиция при торжественном вручении диплома. В СССР она называлась «Присяга врача Советского Союза», а в 1999 году ее текст и название были изменены и внесены в ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан» под названием «Клятва врача России».

В США и Европе клятву заменили «профессиональным кодексом». Из текста были исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами. Авторы нового документа считают, что старый текст, написанный еще две с половиной тысячи лет назад, не отражает реалий современной медицины, в первую очередь потому, что она ушла далеко вперед.

Почему клятва не работает?

Статья по теме

8 книг по медицине, которые нужно прочитать, даже если ты не медик

Клятва Гиппократа не работает, потому что она не более, чем миф, плотно засевший в умах общества. С этим мифом также связано представление о врачах, которые, подобно безропотным ангелам обязаны отдавать все свои силы, время и ресурсы на лечение пациентов, причем совершенно безвозмездно. Общество зачастую не понимает, что врачи также являются гражданами, которые должны обладать своими обоснованными и защищенными законом правами. Врачи – те же люди из крови и плоти, чей труд должен оплачиваться так же, как и любой другой. Однако низкие зарплаты, тяжелые условия труда и отсутствие должного уважения со стороны общества, постоянно утверждающего, что врачи «должны», снижают качество медицины.

Поэтому вывод однозначен: клятва – это всего лишь фикция, не имеющая никакого отношения к реальной жизни и условиям работы современных врачей.

Комментарии