«Живой? Это поправимо!» Что не так с клятвой Гиппократа
Врачи по нескольку раз на дню слышат в свой адрес недовольные слова «Ну, ты ведь давал клятву Гиппократа, поэтому ты должен...». На самом деле нет, не давал и ничего не должен. О том, почему клятва Гиппократа не работает и никогда не работала, – в материале «Футуриста».
Что это за клятва?
Клятва Гиппократа – это врачебная клятва, содержащая основные морально-этические принципы работы врача. Она возникла задолго до жизни Гиппократа и передавалась в устном виде как семейная традиция от поколения к поколению. Гиппократ был первым, кто записал клятву, после чего она стала официальным документом в III веке до н. э.
В первоначальном варианте клятва запрещала врачу содействовать абортам («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийствам («я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»). Но большая часть текста была посвящена обязательствам перед учителями, коллегами и учениками, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о хранении врачебной тайны. Спойлер: и ни слова о том, что врач должен лечить бесплатно, в ущерб себе или терпеть неуважительное отношение.
После этого текст клятвы многократно переписывался и редактировался, что неизбежно привело к искажению ее смысла. Самая актуальная на сегодняшний день версия клятвы была опубликована в 1848 году в Женеве под названием «Врачебная заповедь». Однако там опускаются большие куски первоначального текста.
Как она выглядит?
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками, и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
А Гиппократ-то ее соблюдал?
Во времена Гиппократа в Древней Греции профессия врача была одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Труд лекаря оплачивался пациентами и такая благодарность носила обязательный характер. В современной версии клятвы говорится: “Моя первейшая задача – восстановить и сохранить здоровье моих пациентов”. Хотя в первоначальном издании эта фраза имела следующее продолжение: «...однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление...». Наиболее известное положение клятвы гласит: «Не навреди», но соблюдал ли этот принцип сам Гиппократ? В его практике известны два случая, когда «отец медицины» поставил перед собой приоритет, отличающийся от “восстановления и сохранения здоровья пациентов”.
В 380 году до н.э. Гиппократ начал лечить некоего Акрахерсита от отравления пищевым ядом. После того, как неотложная помощь была оказана, лекарь поинтересовался у родственников больного о том, способны ли они заплатить за его выздоровление. Получив ответ «нет», он предложил...– «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучился», на что семье пришлось согласиться.
В 372 году до н.э. к Гиппократу обратился Цезарь Светонский с жалобами на повышенное давление. Когда лекарь понял, что больной не имеет возможности заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ прекратил лечение и сообщил родственникам неверный диагноз. Он сказал, что Цезарь страдает обычной мигренью. Доверяя Гиппократу, родственники не стали обращаться к другим врачам, и спустя некоторое время 54-летний воин скончался во время очередного гипертонического криза.
Даже в те времена конкуренция во «врачебном бизнесе» была сильна. Гиппократ был уверен, что чем меньше врачей – тем больше будут его заработки. Поэтому в клятве он говорит: «...наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».
В одной из старинных трактовок клятвы содержится идея о том, что врач должен бесплатно оказывать помощь коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощь бедным людям – «дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес».
А сейчас что?
Ни один из современных врачей не давал клятву Гиппократа в ее первозданном виде. Само понятие клятвы пришло к нам из дохристианских времен, давно ушедших в историю. В наши дни для неверующих существуют законы, а христианину достаточно и заповедей. Однако сложно представить верующего врача, поэтому их деятельность регулируется на законодательном уровне. Клятва же, сохранилась скорее как символическая традиция при торжественном вручении диплома. В СССР она называлась «Присяга врача Советского Союза», а в 1999 году ее текст и название были изменены и внесены в ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан» под названием «Клятва врача России».
В США и Европе клятву заменили «профессиональным кодексом». Из текста были исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами. Авторы нового документа считают, что старый текст, написанный еще две с половиной тысячи лет назад, не отражает реалий современной медицины, в первую очередь потому, что она ушла далеко вперед.
Почему клятва не работает?
Клятва Гиппократа не работает, потому что она не более, чем миф, плотно засевший в умах общества. С этим мифом также связано представление о врачах, которые, подобно безропотным ангелам обязаны отдавать все свои силы, время и ресурсы на лечение пациентов, причем совершенно безвозмездно. Общество зачастую не понимает, что врачи также являются гражданами, которые должны обладать своими обоснованными и защищенными законом правами. Врачи – те же люди из крови и плоти, чей труд должен оплачиваться так же, как и любой другой. Однако низкие зарплаты, тяжелые условия труда и отсутствие должного уважения со стороны общества, постоянно утверждающего, что врачи «должны», снижают качество медицины.
Поэтому вывод однозначен: клятва – это всего лишь фикция, не имеющая никакого отношения к реальной жизни и условиям работы современных врачей.
Комментарии