5 способов прокачать интеллект
Есть мнение, что ваши интеллектуальные способности не зависят от вас, так как они предопределены генетически. Когнитивный исследователь Андреа Кушевски не согласна с этим и предлагает множество способов прокачать интеллект – для тех, кто не родился Альбертом Эйнштейном или Эндрю Уайлсом.
Рабочая память в помощь интеллекту
Прежде всего, давайте разберемся с терминами. Мы говорим не только об увеличении количества информации, которую вы можете накапливать – то есть о том, что в теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла называется подвижным интеллектом. Нам важен также кристаллизовавшийся интеллект, который отвечает за изучение и сохранение новой информации и использование этого знания для решения какой-либо проблемы или освоения нового навыка.
В 2008 году было опубликовано исследование «Совершенствование подвижного интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти» (Ягеги, Бушкуэль, Джонидес и Перрига). Оно продемонстрировало, что интеллект можно значительно увеличить посредством тренировок. Испытуемые интенсивно тренировались, выполняя мультимодальные (визуальные и аудиальные) упражнения на развитие рабочей памяти. Как и следовало ожидать, после серии тренировок их результаты улучшились. Более того, участники эксперимента перенесли свои навыки на совершенно иную когнитивную задачу и успешно их применили.
Таким образом, рабочая память в значительной степени коррелирует с интеллектом: как с подвижным, так и с кристаллизовавшимся. И чтобы использовать ваш разум по максимуму, необходимо тренировать рабочую память. Вот несколько лайфхаков.
1. Ищите новую информацию
Гении вроде Эйнштейна были эрудитами или полиматами – то есть, их интеллектуальные способности, интересы и деятельность не были ограничены одной областью знаний. Они постоянно совершенствовались в разных направлениях. В 1961 году на основании работ психологов П. Коста и Р. Мак-Кра была разработана пятифакторная модель личности, в которую входят следующие компоненты: экстраверсия-интроверсия, уживчивость, конформность, эмоциональная стабильность и открытость – фактор, характеризующий все, что связано с мышлением человека и его способностями к обучению. Это единственный фактор из «Большой пятерки», который коррелирует с IQ. Люди с высоким показателем открытости постоянно ищут новую информацию, направления обучения и стремятся получать разнообразный опыт.
Когда вы получаете новый опыт, в вашем мозге происходит несколько ключевых процессов. Прежде всего, каждое новое действие создает новые синаптические связи. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают ваш опыт, каким бы он ни был. Это свойство мозга называется нейропластичностью. Тема недавнего исследования – нейропластичность как фактор индивидуальных различий в интеллекте: сколько связей образуется между нейронами, как они влияют на образование новых связей и насколько они долговечны. Все эти параметры показывают, сколько новой информации вы можете получить, обработать и усвоить. Таким образом, получение нового опыта создает связи между нервными клетками и увеличивает шансы передачи электрических сигналов между нейронами. Кроме того, приобретение нового опыта увеличивает выработку допамина, что повышает мотивацию и стимулирует нейрогенез – создание новых нейронов.
Исследователи из Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировки рабочей памяти в течение 5 недель наблюдалось увеличение потенциала связывания допамина в префронтальной и теменной областях мозга. Конкретный рецептор допамина D1, связан, помимо прочего, с ростом и развитием нервной системы. Увеличение пластичности, позволяющее увеличить связывание этого рецептора, позволяет максимизировать вашу познавательную деятельность. Поэтому расширяйте горизонты: учитесь играть на гитаре, рисуйте, ходите в музеи, читайте научно-популярных статей. Станьте информационным наркоманом.
2. Бросьте себе вызов
Если вы решаете стопки судоку и часами играете в развивающие игры, вы не станете умнее. Вы просто научитесь в них играть. Когда вы освоите одно из когнитивных действий в играх по тренировке мозга, вам нужно перейти к новой, более сложной игре. Ученый Ричард Хайер проверил, возможно ли улучшить способности к познанию, интенсивно тренируя новые когнитивные навыки в течение нескольких недель. У людей, никогда не игравших в тетрис, после нескольких недель за игрой увеличилась толщина и активность коры головного мозга. О росте активности свидетельствовало увеличение количества глюкозы в этой области. Во время тренировок мозг потреблял много энергии и наращивал толщину коры, что означало увеличение нейронных связей. Ну и приятный бонус: участники эксперимента стали виртуозно играть в тетрис. Круто, правда?
Но есть проблема: после первоначального взрывного роста началось снижение толщины коры и количества глюкозы, используемой в ходе тренировок. Это никак не повлияло на умение играть в тетрис, но активность мозга во время игры уменьшилась. Дело в том, что мозг начал лениться, как только понял, как надо играть в тетрис. Он стал более эффективным, и ему больше не нужно было тратить столько энергии. Поэтому вам нужно постоянно изменять как уровень сложности, так и род деятельности. Вы должны постоянно находиться в состоянии легкого дискомфорта. Если вам что-то легко дается, это не значит, что вы по-настоящему круты.
3. Думайте творчески
Вам не обязательно писать портреты или сочинять музыку как Вангелис, мы имеем в виду творческую работу мозга. Вопреки распространенному мнению, это не означает, что вы должны «думать правым полушарием». Творческое мышление включает в себя дивергентное или расходящееся мышление (широкий круг тем / предметов), создание удаленных ассоциаций между идеями, переключение между традиционным и нетрадиционным мышлением (когнитивная гибкость) и генерацию оригинальных, новых идей. Это необходимые навыки для любой деятельности, и чтобы эффективно их использовать, вам нужно задействовать оба полушария.
Несколько лет назад Роберт Штернберг, бывший декан в Университете Тафтса, открыл центр PACE (Психология cпособностей, компетенций и экспертных знаний) в Бостоне. Штернберг стремится не только понять основную концепцию интеллекта, но и найти способы, которыми любой человек может максимизировать свой интеллект посредством обучения, особенно обучения в школах. В рамках исследования The Rainbow Project он создал новаторские методы творческого обучения в классе и разработал особые процедуры оценки знаний учеников. Тестирование было построено так, чтобы студенты не просто запоминали факты, но подходили к проблемам творчески, практически и аналитически.
«Творческий тест может быть следующим: «Вот мультфильм. Напишите к нему субтитры». Практической проблемой может быть фильм о том, как студент идет на вечеринку, оглядывается, не знает никого и явно чувствует себя некомфортно. Что должен делать студент?» – объясняет Штернберг .
Он провел исследование, чтобы проверить эффективность этих методов. Результаты были впечатляющими. В среднем учащиеся тестовой группы (те, кто участвовал в творческих методах) получали в школе более высокие оценки, чем контрольная группа (где преподавали с использованием традиционных методов и оценок). Также тестовая группа набрала больше очков, чем контрольная группа, в обычном тесте. В общем, к обучению нужно подходить творчески. Забудьте про зубрежку.
4. Делайте что-то трудное
Эффективность ваш заклятый друг, если вы хотите стать умнее. Многое в жизни мы стремимся сделать с меньшими временными затратами и затратить на это как можно меньше физической и умственной энергии. Но для вашего мозга в этом нет смысла.
Технологии делают многое проще и эффективнее, но иногда от этого страдают наши когнитивные навыки. Конечно, добираться до работы на машине гораздо проще, и это не требует от вас особых физических затрат. Но если вы откажетесь от ходьбы и будете ездить на машине в магазин за углом или кататься на сигвее даже по своей квартире, ваши мышцы, скорее всего, атрофируются, вы наберете вес и состояние здоровья ухудшится. То же самое и с мозгом.
К примеру, мы постоянно пользуемся GPS-навигатором. Для тех, кто может заблудиться в трех соснах, это изобретение века. Однако теперь попробуйте найти какой-нибудь клуб или магазин без навигатора. Скорее всего, вы обнаружите, что вы стали ориентироваться еще хуже. Предлагаем вам на время отказаться от навигатора и воспользоваться обычной картой. Первые недели будет сложно, вы будете всюду опаздывать – но вскоре вы поймете, что стали петлять в поисках нужного адреса гораздо реже. Программы для перевода мешают вам полноценно работать с языком, и вы начинаете его забывать – поэтому попробуйте самостоятельно прочитать и перевести текст со словарем прежде, чем вставлять его в заветное окно перевода. То же самое касается проверки орфографии и автокоррекции. Держите под рукой приложения, но не пользуйтесь ими, не зная меры. Ваш мозг будет благодарен.
5. Общайтесь
Посредством общения с другими людьми – как через социальные сети, так и лично – вы упростите первые четыре задачи. Окружая себя новыми людьми, идеями и регулярно меняя обстановку, вы открываете себе новые возможности для когнитивного роста. Общение с людьми, которые могут превосходить вас в чем-то, дает вам возможность посмотреть на проблему с другой стороны или открыть что-то, о чем вы даже не думали раньше. Стивен Джонсон, автор книги «Откуда берутся хорошие идеи», обсуждает важность групповой работы и налаживания связей для продвижения новых задумок. Основное преимущество общения в том, что все его участники получают новый опыт. Поэтому совместный труд – это отличная возможность для прокачки мозга. Не замыкайтесь в себе.
Комментарии