Недооцененный нос. Почему слабое человеческое обоняние – миф

Всем с детства знакомы факты из серии «знаете ли вы…» о чудесах обоняния у животных, в частности, собак, прославившихся своим нюхом. На фоне таких удивительных способностей, сформировалось крайне предвзятое отношение к обонянию у людей, которое существует и обрастает все новыми мифами не первое столетие. «Футурист» доказывает, почему не стоит недооценивать человеческий нюх.

Эксперимент

Нобелевский лауреат, физик-теоретик Ричард Фейнман (Richard Feynman) посвятил отдельную главу в своей популярной автобиографии («Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!») мифу об ограниченности человеческого обоняния. Будучи крайне любознательным человеком, проявляющим интерес не только к физике, он, после прочтения статьи об удивительном нюхе собак-ищеек, решил проверить, так ли плох человеческий нюх, как все привыкли думать. Попросив свою жену взять с полки одну книгу, открыть ее и затем сразу положить на место, он вышел из комнаты, а вернувшись, попытался с помощью одного лишь обоняния определить, какая книга была у нее в руках. И пришел к удивительному выводу, что с легкостью вычислил правильную книгу, которая, по его словам, сильно отличалась от других, обладавших «сухим, неинтересным» запахом.

«Мы поставили еще несколько опытов, и я обнаружил, что если ищейки и вправду обладают замечательными способностями, то и у людей таковых куда больше, чем они полагают: просто у них другое расстояние от носа до земли!»

Истоки мифа

Миф о недостаточно хорошем обонянии людей, возможно, берет свое начало в XIX веке, когда французский нейрофизиолог Пол Брока (Paul Broca) разделил всех млекопитающих на две категории «нюхачей» (smellers) и «ненюхачей» (non-smellers), при этом записав людей во вторую группу. Он считал, что, поскольку человек обладает свободой воли, он отличается от других животных, так как может решать, как реагировать на внешние стимулы. По его мнению, лобная доля была частью мозга, отвечавшей за свободу воли, и именно ее наличие помешало развитию более сильной обонятельной системы у человека, необходимой животным для спаривания и прочих физиологических потребностей. Позже анатомы все-таки предложили отказаться от термина «ненюхачей» по отношению к людям, так как у нас все-таки имеется способность различать запахи.

Статья по теме

«Электронный нос» учует запах пестицидов и нервно-паралитических газов

Запахи, различимые людьми

Правда такова, что у людей действительно сильное обоняние. Профессор нейробиологии и психологии Ратгерского университета Джон МакГанн (John P. McGann) опубликовал исследование, где представил множество доказательств того, что слабый человеческий нюх – это всего лишь миф позапрошлого века. Сначала команда МакГанна в течение пяти лет изучала в своей лаборатории обонятельную систему мышей, но недавно они перешли к изучению обоняния людей и сразу получили неожиданные результаты.

«Мы хотели найти два запаха, которые люди не могут с легкостью различить, и попытаться развить их обоняние так, чтобы они могли сразу отличать эти запахи в дальнейших экспериментах», – описывает МакГанн первоначальную концепцию их исследования.

Однако они обнаружили, что испытуемые могли отличить большинство похожих запахов, которые им предлагали, с самого начала исследования. МакГанн признается, что это оказался настоящий вызов для его команды – найти запахи, которые люди не могли определить сразу же. Даже те запахи, которые, как следовало из их ранних экспериментов, не могли отличить мыши, большинство людей определяло без проблем.

Когда мы не помним про обоняние

В это может быть сложно поверить, ведь мы не пользуемся нашим обонянием, подобно животным, мышам или собакам, обнюхивающим каждое дерево. Но только потому что мы не принюхиваемся к асфальту, чтобы понять, кто по нему шел, не значит, что мы не полагаемся на нашу обонятельную систему каждый день. Мы можем не обращать внимания на некоторые запахи, если они не привлекут наше внимание, но это не значит, что мы их не почувствуем. Поэтому первая проблема, с которой связано появление мифа о нашем слабом обонянии, это то, что в половине случаев мы не осознаем, когда используем наш нюх. Ведь на самом деле и то, что мы в просторечии идентифицируем как «вкус», в большинстве случаев является запахом, то есть воспринимается нашим чувством обоняния. Многие из высвобождаемых во время разжевывания пищи химикатов – летучие, они поднимаются по задней (носовой) части глотки к носу, и мы чувствуем так называемый ретроназальный запах. Поэтому, например, во время сильной простуды и заложенности носа, как и в других случаях, когда люди теряют обоняние (что случается довольно часто), мы утрачиваем способность получать удовольствие от еды в целом или же меняем свои предпочтения.

Как и все другие чувства, обоняние имеет огромную ценность для нас, несмотря на то, что мы редко это замечаем. Именно поэтому практически все бытовые средства выпускаются с добавлением определенных запахов, а большинство людей не представляет жизни без дезодоранта. Даже в повседневном общении мы, зачастую подсознательно, опираемся на запахи, когда формируем свое впечатление о человеке, месте или ситуации. Тем не менее, почему-то принято считать, что обоняние человека, по сравнению с другими чувствами, развито слабо, только потому что, например, посмотрев на изображение, мы можем его описать, услышав мелодию – напеть ее. С запахами и обонянием все намного сложнее – как бы вы ни старались, вы не сможете почувствовать только одну часть запаха, у нас нет доступа к подобному контролю восприятия в мозгу. Профессор МакГанн считает, что именно это делает тяжелым изучение деятельности обонятельной системы во всей ее многогранности и сложности.

Статья по теме

Запах алкоголя снижает самоконтроль

Однако, такие выводы не дают повода говорить о недостаточной функциональности нашего нюха. Если сравнить со зрением – мы способны видеть лишь малую часть всего спектрального диапазона – нам недоступны, например, инфракрасные излучения и ультрафиолетовые лучи. В нашей зрительной системе имеется четыре вида рецепторов, в то время, как в обонятельной – около 400. Учитывая, какое количество запахов сможет уловить такое разнообразие рецепторов, можно с уверенность сказать, что наша обонятельная система, на самом деле, крайне сильна.

Комментарии